РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Тел.:   8 (495) 607-15-13
Факс:   8(495) 608-12-39
 
 

Крестный путь

Крестный путь Спасителя начинается еще в Вифлеемском вертепе, ибо все годы земной жизни Иисуса Христа были тесным путем скорби. В понимании современного паломника слова "Крестный путь" - это последний путь Господа на Голгофу. Все паломники, прибывающие в Иерусалим, стремятся пройти Страстным, или Крестным путем, по Которому шел на Голгофу Господь наш Иисус Христос, обливаясь потом и кровью под тяжестью Креста ради нашего спасения.
Священный для всего христианского мира путь прохоит по улице, ведущих от ворот святого Стефана к храму Воскресения. На этом пути отмечено девять остановок, соответствующих отдельным событиям, произошедшим со Спасителем на этом последнем скорбном пути.



В ХVI веке улица получила название Via Dolorosa (Дорога Скорби).
В Иерусалиме можно проследить каждый метр Крестного пути.



Через Стефановы ворота входим в Старый город. Перед нами узкая улица, незаметно поднимающаяся вверх. По ней и вели Спасителя на судилище.



По этим камням когда-то ступала нога Спасителя.

Иудеи привели Иисуса на суд Пилата в римскую преторию, примыкавшую с севера к ограде Иерусалимского храма.
Прокуратор, убедившись в невиновности Иисуса хотел отпустить Его после бичевания. Пилат приказал бичевать невиновного, чтобы этой карой насытить людскую ненависть и пробудить к состраданию.
Итак, первая остановка на Скорбном пути - место бичевания. Прежде здесь был дом воинов Пилата, а потом царица Елена воздвигла на этом месте церковь, которая во времена крестоносцев была обновлена. Спустя время это здание служило жилищем для людей. С 1838 года место это передано во владение францисканцам, которые заново обновили бывшую на нем древнюю церковь.







Цветные витражи изображают сцены бичевания Христа.



В церкви на месте бичевания находится открытый алтарь.



В куполе изображение тернового венца.



Улица ведет далее, поднимаясь вверх.



В 140 шагах от места бичевания, расположена арка, перекинутая через улицу.



По преданию, арка означает то место, с которого Пилат, показывая народу Спасителя, обагренного кровью и одетого в багряницу поругания, с терновым венцом на голове и сказал: "Се, Человек!". Эта галерея служила местом для оглашения приговоров или выслушивания народных просьб.
Здесь Пилат сказал народу и первосвященникам, что не находит за Иисусом никакой вины и хочет после наказания отпустить Его, ибо по обычаю в честь праздника Пасхи следовало освобождать одного узника. Однако толпа, возбуждаемая иудейскими первосвященниками, кричала: "Смерть Ему! Распни Его!". Уступая требованиям народа Пилат предал Христа на распятие.

Чуть далее Лифостротона находится вход в преторию - темницу Христову, где перед распятием был заключен Христос. Отсюда начинается крестный путь Господа нашего Иисуса Христа к Голгофе.



Здесь Христос и два разбойника провели последнюю ночь перед распятием. В углублении скалы видна каменная скамья с двумя отверстиями, в которые продевались ноги заключенного и сковывались внизу цепью. Отсюда, в Пятницу утром Его вывели - избитого, униженного, израненного, обессилевшего после побоев, издевательств. Здесь на Господа водрузили крест и повели по улицам Иерусалима за городскую стену, где распинали преступников.
За две тысячи лет Иерусалим практически полностью изменился. Поэтому улица, по которой сегодня идут паломники, иногда отклоняется от точного пути, по которому проследовал Господь. Однако, при перестройке и перепланировки города, Скорбный путь не исчез под слоем мостовых и под стенами новых домов.



Нынешний путь включает все основные места, по которым прошел Господь на Голгофу. На ней отмечены несколько мест, обращающих внимание на следующие события утра Пятницы, 14 Нисана.



После поворота налево находится часовня, над входом в которую изображен Иисус, упавший под тяжестью креста. Это место, где Он упал впервые.

Чуть далее - место встречи Иисуса со Своей Матерью, о чем повествует скульптура над входом в армянскую церковь, построенную в 1881 году над остатками древней византийской церкви Святой Софии.



Пройдя несколько шагов вправо и поднимаясь в гору, в стене находится темный камень с углублением. На каменной стене отпечаток руки Спасителя, изнемогшего под тяжестью Креста. Под рукой Христа камень расплавился как воск.

Недалеко от этого места на улице Скорби выходит небольшой переулок.



Предание говорит, что Матерь Божия, не успев в Своем намерении ходатайствовать за Сына у Понтия Пилата, по выходе от него поспешила этим переулком, как кратчайшим путем, навстречу Своему Сыну и, видя Его окровавленного и падающего под тяжестью несомого Им Креста, Сама лишилась чувств. Ныне здесь находится небольшая молельня.



Затем улица резко поворачивает направо и начинает подниматься вверх. На углу - католическая церковь, отмечающая место, где римские воины встретили Симона Киринеянина и заставили его нести крест, так как Иисус уже не мог поднять тяжелое древо.



Улица поднимается вверх и подводит к церкви святой Вероники, чей дом стоял неподалеку. По древнему преданию, Вероника оттерла лицо Господу платом, на котором запечатлелось изображение Христово.



Это вход в греческий монастырь. Здесь Господь проповедывал встретившим Его женщинам скорую гибель Иерусалима.



На месте второго падения Спасителя под тяжестью Креста сейчас находится шумный и многолюдный торговый перекресток.



Повернув налево, пройдя несколько десятков метров и повернув направо выходим к Александровскому подворью.



Внутри здания находятся Судные ворота, отмечавшие границу города во времена Христа.



По преданию, преступник мог быть помилован до тех пор, пока он не выйдет за Судные врата к Лобному месту.

















Рядом с храмом в древней каменной стене находится узкое отверстие, служившее для прохода овец, так называемое "игольное ушко".



Когда закрывались городские ворота, через "игольное ушко" мог войти в город и запоздалый путник.



Недалеко от Судных врат находится место, где Спаситель, обратясь к следовавшим за Ним с плачем женщинам, сказал: "Дщери иерусалимские, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших!" (Лк. 23, 28).



Третье место падения Спасителя, уже у самой Голгофы, отмечено римской колонной при входе в коптский монастырь. В нескольких метрах находится храм Воскресения Господня с Божественной Голгофой внутри.

Здесь закончился Скорбный путь Иисуса Христа, где Он был распят, погребен, и где Он воскрес в третий день, по Писаниям.

далее
к началу страницы
на главную страницу