РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Тел.:   8 (495) 607-15-13
Факс:   8(495) 608-12-39
 
 

Храм Рождества Христова

Еще первые христиане воздвигли над Рождественским вертепом небольшой храм, который был разрушен около 130 года римским императором Адрианом, повелевшим соорудить над пещерой храм сирийско-финикийского бога Адониса и тем самым невольно увековечившим место Рождества Христова. Когда в Палестину прибыла равноапостольная царица Елена, она смогла легко отыскать священную пещеру, поскольку над ней возвышалось языческое капище. По повелению святой Елены в 327-333 годах вертеп был очищен, благоукрашен, и над ним сооружен небольшой храм. Спустя два столетия император Юстиниан воздвиг здесь новую величественную базилику - единственный храм в Палестине, сохранившийся в первозданном виде с VI века. Мусульмане, длительное время владевшие Палестиной, почитают Иисуса Христа как пророка. Поэтому, разрушая Вифлеем (арабы - 1099 г., турки-османы - в 1244 1489 гг.), они пощадили храм Рождества, хотя и нанесли ему большой урон. Храм Рождества то пребывал в небрежении и запустении, то вновь восстанавливался во всем своем великолепии. Менялись и его владельцы. Он то переходил в руки католиков, то вновь возвращался во владение к грекам. В 1099 году во время 1-го крестового похода западные христиане на некоторое время освободили Палестину от мусульманского владычества. А в 1101 году, в праздник Рождества Христова, в Вифлеемской базилике королевская корона была возложена на одного из предводителей крестоносцев - Балдуина (Бодуэна).

Храм Рождества Христова


Для защиты от частых вторжений кочевников, имевших привычку заезжать внутрь храма на ослах и лошадях, пришлось оставить только один вход, сделав его узким и низким, Его высота 120 см. Это оказалось совсем не лишним и для многочисленных современных туристов. Им приходится благоговейно склониться, чтобы войти в святилище.



Базилика имеет форму креста, три верхние оконечности которого закруглены и составляют соборный храм. Нижняя же часть креста составляет как бы обширную паперть, состоящую из длинной галереи, по обеим сторонам которой идут два ряда мраморных колонн коринфского ордера.

Иконостас верхнего храма Рождественской базилики
В храме Рождества Христова паникадила украшены стеклянными шарами, как и в монастыре "Встречи" в Вифании.



На стенах апсид местами хорошо сохранилась мозаика.



Мозаичный пол IV века


Потолок галереи составлен из огромных кипарисовых и кедровых балок.



Колонны сделаны из вифлеемского камня - розового гранита. На колоннах и стенах храма остались древние византийские росписи на библейские сюжеты.



Когда арабы пытались осквернить святыню и на конях въехали в храм Рождества Христова, из шестой колонны справа вылетели пчелы и стали жалить арабов, от чего те обратились в бегство. Арабы увидели, что это Божественное знамение, потому что пчелы летели в форме креста.



На колонне до сих пор сохранились пять небольших отверстий в виде креста, откуда вылетали пчелы.

Римский император Август решил провести перепись всех своих подданных. Эта мысль была действием Божественного промысла. Во все концы империи были посланы гонцы с повелением императора. Всем, к кому от царя Давида тянулась родословная ниточка, необходимо было прибыть в Вифлеем - град Давидов, родовой город. Поэтому старцу Иосифу Обручнику, потомку царя Давида и Деве Марии, принадлежавшей к тому же роду по отцу своему Иоакиму, необходимо было идти в Вифлеем, записаться в число потомков Давидовых. Из Назарета, где жило святое семейство, до Вифлеема было три дня пути. У Марии уже подходил к концу срок плодоношения. Приближалось время Рождества. В гостиницах не нашлось места для путников, и они вынуждены были на ночлег остановиться в пещере, куда пастухи обычно в непогоду загоняли коз и овец. Здесь у святой Девы Марии и родился Сын, обещанный Богом Спаситель мира.

Икона "Рождество Христово"








Вифлеемская икона Божией Матери


Через несколько минут мы увидим место рождения Богомладенца.



Главная святыня храма Рождества Христова - святой вертеп, находящийся под главным алтарем. Туда ведут две лестницы, устроенные по бокам алтаря.



Сама пещера имеет 12 м в длину и 3 м в ширину. Во время богослужения там может поместиться не более 70-ти человек.

Место Рождества Христова, над которым устроен православный алтарь.

Место Рождества Христова помещается в углублении восточной стены вертепа, между входными лестницами. Оно обозначено серебряной звездой с латинской надписью "Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос".
Ниша освящается пятнадцатью спускающимися со свода серебряными лампадами. Над ней устроен престол, на котором поочередно совершают богослужения православные и армяне.



Cеребряная звезда на мраморе символизирует звезду путеводную, которая привела ко Христу волхвов. Мраморная плита скрывает камень пещеры, но через отверстие в центре звезды можно к нему прикоснуться.



Святое место находится в простоте и скромном убранстве, сохраняя свою первозданную убогость. Это напоминание человечеству о божественном смирении и кротости. Сам Бог вселенной сошел на землю и поселился в вертепе для скота. И Крестные страдания Господь претерпел с единственной целью - вернуть заблудшего человека ради его же спасения.



В нескольких шагах к юго-западу три ступени ведут вниз к католическому престолу, где, по преданию, находились ясли, в которые был положен родившийся Богомладенец. Это углубление, высеченное в природном камне, обложено белым мрамором.



Напротив святых яслей еще один католический престол, посвященный трем волхвам, на котором обычно и совершаются богослужения.
"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" (Мф. 2, 1-2).
"…звезда, которую видели они (волхвы) на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец… И , войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и пав, поклонились Ему; и, открыв Сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф. 2, 9-11).
Здесь стояли волхвы перед младенцем Христом. Христианской Церковью волхвы прославлены, как первые христианские святые. Предание сохранило их имена - Гаспар, Валтасар и Мельхиор. Алтарь, посвященный волхвам находится напротив яслей.

далее
к началу страницы
на главную страницу