РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Тел.:   8 (495) 607-15-13
Факс:   8(495) 608-12-39
 
 

Храм Воскресения или Гроба Господня

Храм Воскресения находится в христианском квартале Иерусалима и основан на том месте, которое некогда называлось "юдолию мертвых". Евреи называли это место Голгофа, т.е. "лобное место казни". Здесь казнили преступников. Здесь же был распят Спаситель мира. Юдоль мертвых находилась вне стен древнего Иерусалима и вошла в черту нынешнего города при императоре Адриане, возобновившем Иерусалим в 136 году и построившем на Голгофе храм Венеры, а на месте Воскресения Христова - храм Юпитера, чтобы таким образом предать забвению эти христианские святыни. Но тщетны были усилия язычников. Места святынь иерусалимских и вообще всей Палестины в течение 300 лет сохранялись в памяти христиан, приходивших поклоняться им втайне. Святая царица Елена собрала все устные предания об этих местах и увековечила их сооружением храмов.
Храм Гроба Господня был торжественно освящен 13 сентября 335 года. Всему христианскому миру он известен под двумя названиями "Храм Святого Гроба" ("Храм Гроба Господня") или "Храм Воскресения". Это величайший по своим огромным размерам и внутреннему украшению храм. Он объединяет множество различных строений - храмов, приделов, часовен, крипт, двориков, лестниц, балконов, соединительных коридоров. За историю существования храм неоднократно разрушали и перестраивали. Но главные святыни берегли всегда. Тот храм, который мы видим, стоит почти тысячу лет.



Здания старого города вплотную обступают храм Воскресения.





В этом святом месте желает побывать каждый христианин. Многие христианские общины, каждая по своему обряду, совершают здесь богослужения.
В южной стене храма два входа под мраморными сводами арок вели внутрь. Один вход теперь заложен. Единственный теперь вход в храм называется Святыми вратами. Эти врата почти всегда открыты.



На одной из колонн, почти при самом ее основании, слева от Святых врат, видна трещина. Предание гласит, что в 1549 году из этой колонны вышел благодатный огонь для православных греков, которые армянами были изгнаны из храма и вне его ожидали появления святого огня.



Направо от входа в храм две мраморные лестницы ведут на Голгофу. Первая лестница находится здесь же у Святых врат, а вторая, главная, с 17-ю ступенями из порфира, находится напротив южной стены соборного греческого храма. Прежде христиане входили на Голгофу без обуви.
Голгофа представляет собой низкий храм с тяжелыми колоннами и сводами.



Церковь Голгофы, под небольшим куполом, вмещает в себя скалу и две часовни: северную, принадлежащую православным грекам, и южную, меньшую, принадлежащую католикам.



Южная часть Голгофы принадлежит католикам. Здесь находится алтарь "Пригвождение ко Кресту". На стене за престолом выложена мозаика, показывающая, что происходило в нескольких шагах от места распятия.

Часовня Скорбящей Божией Матери

Между православной и католической часовнями находится небольшой алтарь Скорбящей Божией Матери. Здесь стояла Богородица в момент снятия Господа с Креста. Стрелы невыносимой скорби пронзили сердце Божией Матери.



Греческий престол находится над местом, где был водружен Крест Спасителя. Под престолом видно круглое отверстие, где стоял Крест. Отверстие обложено серебряным окладом с чеканными изображениями страстей Христовых.

Запрестольное распятие на Голгофе
За престолом стоит величественное, во весь рост, распятие. По обеим сторонам распятия изображения Божией Матери и Иоанна Богослова.
Позади распятия расположен иконостас, в котором помещается значительной величины икона, изображающая Господа, влекомого на страсть. По обе стороны - иконы меньшего размера, представляющие страсти Христовы. Справа от престола видна расселина скалы, распавшейся в момент, когда Господь испустил дух на Кресте. Над престолом висят лампады - дар христианских царей. Потолок церкви расписан изображениями страстей Христовых.



Алтарь и престол на Голгофе всегда открыты. Эти святыни доступны для молитвы и поклонения каждому человеку, живущему на земле.



Под престолом находится серебряный круг, отмечающий место в расщелине скалы, где был водружен Крест с распятым Господом.



Справа от престола глубокая трещина, образовавшаяся от землетрясения во время крестных страданий Спасителя.



Если спуститься вниз, под Голгофой можно увидеть пещеру Адама, который по преданию был там похоронен. Сквозь окошко видна расселина в скале, образовавшаяся во время крестной смерти Спасителя. Когда скала разверзлась, кровь Сына Божия стекла вниз, в недра земли, где покоился прах Адама. Господь Иисус Христос Своею кровью омыл человеческий род от первородного греха.



На фоне стены напротив входа находится низкая прямоугольная мраморная плита желто-розового цвета, окруженная высокими подсвечниками. Она возвышается от пола на 30 см. Это камень Миропомазания. Камень покрывает то место, на котором Иосиф Аримафейский и Никодим, тайные ученики Иисуса Христа, сняв с Креста пречистое тело Спасителя, положили Его, помазали миром, обвили плащаницей и затем похоронили во гробе. "Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба" ( Мк. 15, 43-46).
На рамке, вокруг камня, высечена на греческом языке песнь, поемая вечером Великой пятницы при выносе плащаницы.
Природный камень Миропомазания, как и прочие иерусалимские святыни, освященные прикосновением Божественного тела Спасителя, накрыты мрамором, с одной стороны, ради украшения, а с другой, для ограждения его от расхищения. Благочестивые паломники своим священным долгом почитали отламывать кусочки камня и уносить их.
Камень Миропомазания принадлежит православным грекам.
В воспоминание того, как на Спасителя возливали благовония, камень Миропомазания полит розовой водой и натерт благовониями. Православные освящают на нем крестики и иконки.



Над камнем Миропомазания в опаловых кувшинах висят восемь неугасимых лампад. Это дары от четырех христианских конфессий, имеющих участки в этом храме: четыре - греческих лампады, две - армянские, одна - коптов и одна - католиков.



Напротив камня Миропомазания на стене, находится современная мозаика, изображающая снятие Спасителя с Креста и Его погребение.

По обозрении Голгофы и камня Миропомазания паломники входят в галерею, которая тянется вокруг всей соборной греческой церкви, занимающей половину храма Гроба Господня. Галерея заключает в себе различные приделы, посвященные воспоминаниям страстей Христовых. Другая половина принадлежит ротонде Святого Гроба.
Эта величественная ротонда образована восемнадцатью пилястрами в три этажа.



Пилястры соединены арками, и на них покоится огромный купол.
Слева от камня Помазания посредине зала находится Кувуклия - часовня Гроба Господня. Она обозначает место погребения Спасителя. Во время совершения Божественной Литургии Кувуклия является алтарем. Времена меняются, а Господь все тот же. И та же любовь Его к нам и помощь ко спасению. Милосердие Божие превосходит все наши грехи. Здесь, у Гроба Господня, хочется повторять лишь: "Прости!". Пока мы живем на Земле, Господь дает нам возможность каяться, молиться, причащаться.

Кувуклия

У греков святыня не украшается пышно, ибо такова воля Божия. Такую нищету любил Сам Господь. Храм весь состоит из огромных каменных плит. Каменные своды над головой, каменные стены, каменные плиты под ногами. Эти скромные, молчаливые камни - самое дорогое и Святое место на Земле.




Кувуклия состоит из двух частей. Первая часть - придел Ангела.
В центре придела невысокая колонна с частицей камня, которым была завалена Гробница. На этом камне две тысячи лет назад сидел Ангел Господень, возвестивший женам-мироносицам о Воскресении Христа.
Очень низкая дверь ведет в придел Гроба Господня, куда могут поместиться три-четыре человека. Это и есть Гроб Спасителя.



Холодная гранитная погребальная пещера явилась свидетельницей Его Воскресения.



Над ложем Спасителя надпись на греческом языке - "ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!"



В стене Кувуклии находятся специальные отверстия. Через отверстия Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви в Великую Субботу, после схождения Благодатного огня на Гроб Господень, передает его двумя пучками пылающих свечей всем собравшимся в храме и ожидающим этого священного чуда.

На Гробе ежедневно служится Литургия. Греки начинают в полночь. После них - армяне, под утро - католики. Копты с 16 века имеют свою часовенку с западной стороны, позади Кувуклии.



Здесь, рядом с Кувуклией в течение всего года паломники обжигают свечи, зажигая их от благодатного огня.



Напротив входа в Кувуклию находится главный престол храма Гроба Господня



Главный престол Иерусалимского храма Гроба Господня освящен в честь Воскресения Христова, поэтому храм имеет второе название - Воскресения Христова, или Кафоликон. Он представляет собой большой прямоугольник, завершаемый на восточной стене полукруглым алтарем с пятиярусным иконостасом.



По стенам висят драгоценные, большей частью шитые золотом иконы, под ними стасидии - места для стояния духовенства. В первом ярусе иконостаса в золотых ризах русские иконы. Верхние ярусы мраморные, с резными фигурами вместо икон. Венчается иконостас большим распятием с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом.



Справа от солеи находится трон Патриарха, слева - заменяющего его архиерея.



Алтарь очень обширный. Посреди - престол под сенью на четырех мраморных колоннах. Слева у стены жертвенник с иконой Рождества Христова над ним, как повсюду по Святой Земле. Справа широкая лестница на Голгофу, куда духовенство по средам и пятницам идет после утрени для совершения ночной литургии. В остальные ночи литургия на Гробе Господнем. Утреня и полунощница всегда в соборной церкви Воскресения. Над иконостасом располагается галерея, от которой отходят три выступающие в храм балкончика, откуда читается Евангелие, главным образом, на Пасху, на разных языках.



Храм храмов вмещает под своим куполом все языки. Здесь рядом с армянином или грузином служит православный грек или католический патер, возносит чашу абиссинский пресвитер, копт, сириец, яковит.



Посреди Кафоликона стоит низкая каменная ваза со сферой. Это место считается "центром земли": "Бог же, Царь наш, прежде века соделал Спасение посреде земли" ( Пс. 73, 12).
Согласно преданию, здесь Бог создал Адама. Кроме того, Иерусалим находится на перекрестке дорог с Востока на Запад и с севера на восток.

Купол храма Воскресения



Захоронение Иосифа Аримафейского, отдавшего свой гроб для погребения Спасителя, находится в нескольких метрах от Кувуклии.

Гроб Иосифа Аримафейского



Примерно в таких пещерах погребали усопшего.

Придел Тернового венца

Под алтарем за стеклом находится обломок колонны, к которой был привязан Иисус во время бичевания Его римскими солдатами. Это часть столба, который когда-то находился в Претории. Девяносто восемь ударов нанесли Спасителю специальными плетьми. На Страдальца надели венец из колючего терновника. Били палками, попадая по голове, отчего шипы вбивались в голову.



Мраморной ротондой-часовней обозначено место, где стояли Божия Матерь, Мария Магдалина и Мария, сестра Лазаря во время совершения казни. Голгофа была окружена воинами и к месту казни никого не пускали. С этого места жены-мироносицы взирали на Крестные страдания Спасителя. Когда Божия Матерь увидела поднятый Крест, на котором висел Ее Сын, Она лишилась чувств.

Часовня Каменных Уз
Здесь находился Спаситель, пока готовили орудия казни. Видна каменная скамья и отверстия для ног.

Придел Разделения риз

Римские воины перед распятием с осужденных срывали одежды и делили между собой. Хитон Спасителя был искусно связан Пресвятой Богородицей. Его нельзя было разорвать и поделить. Воины бросили о нем жребий. В этом приделе в древности хранилась часть ризы Христа.

Придел Лонгина Сотника

Придел Лонгина Сотника

Во время казни, отряд римских воинов, которым командовал Лонгин Сотник, стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия Креста. Лонгин был свидетелем последних мгновений жизни Христа, а также великих и страшных явлений, бывших по Его смерти. Эти события потрясли огрубевшую душу воина, и он воскликнул: "Воистину, Этот Человек - Сын Божий". Уверовав в Спасителя, Лонгин принял Святое Крещение от апостолов и оставил службу. Закончил свою жизнь он мученической кончиной. За проповедь о Христе его усекли мечем. Над алтарем иконы показывают основные события из жизни мученика Лонгина: в центре - распятие Господа, слева - изображение сотника, произносящего свои знаменитые слова, справа - его мученическая кончина.



Тридцать ступеней вниз ведут в храм святых Константина и Елены, дошедший до наших дней таким, как его перестроили в 17 веке.



Предполагают, что церковь эта была высечена в монолите скалы. Северный престол посвящен благоразумному разбойнику, южный - равноапостольной царице Елене.





Еще двенадцать ступеней вниз ведут в пещеру Обретения Животворящего Креста.



Раньше это была пустая цистерна для воды. Туда после распятия бросили все орудия казни. С течением времени цистерна заполнилась мусором и землей. Когда святая Елена прибыла в Иерусалим, потребовалась огромная работа для того, чтобы выкопать кресты из этой глубокой ямы.



Над каменным престолом из черного мрамора изображение царицы Елены, держащей Крест.



Мраморный крест на полу - место обретения Животворящего Креста Господня.





Долгое время Крест хранился здесь. Теперь же частички Животворящего Древа находятся во всех концах света.

Арка Марии
В северной галерее находится арка Марии, названная так в память явления Христа Своей Матери. В церковном предании свято хранится память, что Пресвятой Богородице Воскресший Христос явился прежде всех, чтобы после стольких страданий исполнить радостью Ее сердце.



Место явления Воскресшего Христа Марии Магдалине обозначено мраморным кругом и называется "Не прикасайся Мене".



На иконе изображение Христа и Марии Магдалины.



Под стеклом находится камень от Голгофской горы со следами крови Спасителя. Кровь со Страдальца стекала к подножию горы и до сего дня на камне видны пятна крови.
Реликварий
В Храме находится канцелярия с реликварием. Это комната со многими мощами и реликвиями. При входе слева на стене отреставрированный чудотворный образ Скорбящей Божией Матери. Сохранилась только верхняя часть изображения - лик Пресвятой Богородицы. Глаза Ее опущены и скрыты под веками.

Икона Скорбящей Божией Матери после реставрации
До реставрации икона находилась в католическом приделе Жен-Мироносиц. Изображение на иконе было темное, едва различимое. В течение долгого времени икону посещали редко. Лишь иногда местные арабы-христиане приходили сюда помолиться и поставить свечи.
В 1986 году с этим образом связано удивительное событие. Произошло оно за неделю до праздника Пасхи. Полицейский, араб-мусульманин, совершая обычный обход храма, заглянул и в этот придел. После чего испуганный прибежал в греческий храм Воскресения, где в это время совершалось богослужение. Полицейский взволнованно объяснил, что все вокруг иконы сияет, а Сама Матерь Божия, изображенная на иконе, открывает глаза и плачет.
Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и Всея Палестины Диодор отслужил перед иконой молебен. С того памятного дня лик на иконе Богородицы обновился и молящимся можно было увидеть Царицу Небесную, открывающую глаза. Некоторые видели Божию Матерь и плачущую.



После фотосъемки на фотографии четко проступили очертания изображения на стене, где раннее находился образ Скорбящей Божией Матери.

В реликварии находится икона святых равноапостольных Константина и Елены с частицей Животворящего Креста Господня. Здесь же мощи Иоанна Златоуста, Василия Великого, великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых.

далее
к началу страницы
на главную страницу