РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Тел.:   8 (495) 607-15-13
Факс:   8(495) 608-12-39
 
 

Русская духовная миссия в Иерусалиме

31 июля 1847 года постановлением Святейшего Синода была учреждена Русская духовная миссия в Иерусалиме.
В первый состав миссии входили архимандрит Порфирий (Успенский), иеромонах Феофан (будущий епископ и прославленный во святых Вышенский Затворник) и два студента, окончивших Петербургскую семинарию. Началась проповедническая и просветительская работа среди местного арабского населения, исповедующего православие. Было положено начало изучению древних христианских рукописей и их переводу на русский язык. Продолжению плодотворной деятельности миссии помешала начавшаяся Крымская война. В 1854 году турки настояли на выезде из пределов Оттоманской Порты всех русских подданных.
Возобновление Русской духовной миссии произошло по окончании войны, в 1857 году. Причем власти Турции официально признали ее существование. Руководителем миссии, состоящей уже из 11 человек, был назначен епископ Кирилл (Наумов). Для посещения святых мест стали организовываться караваны паломников, учредили больницу. В дальнейшем больница перешла в ведение российского консульства, учрежденного в Иерусалиме в 1858 году. Одновременно было создано агентство "Русского Общества пароходства и торговли" и "Палестинский комитет" в Петербурге. Все это способствовало развитию паломнического движения на Святую землю. В апреле 1859 года в Иерусалиме был куплен большой участок земли вблизи от стен Старого города. На приобретенной земле стали воздвигаться сооружения для обслуживания паломников. В первую очередь был заложен храм во имя Живоначальной Троицы. Затем началось строительство других зданий - большого двухэтажного дома для миссии с храмом во имя мученицы Александры и подворья для паломников. Строительные работы велись Палестинским комитетом и Обществом пароходства и торговли.



Тем временем произошла смена руководства миссии. Около года ее возглавлял архимандрит Леонид (Кавелин). Указом Святейшего Синода от 16 июля 1865 года ему предписывалось передать дела архимандриту Антонину (Капустину).



Архимандриту Антонину, служившему тогда священником русской посольской церкви в Константинополе, было объявлено о назначении его временно заведующим Русской духовной миссией в Иерусалиме.
Временное назначение отца Антонина затянулось почти на 30 лет и стало последним и главным делом его жизни.
Святая Земля переживала тогда мощное вторжение западного миссионерства. Десятки католических "падре" и протестантских пастырей неустанно трудились над уловлением арабских душ и попутно скупали земельные участки - сначала в Иерусалиме и его окрестностях, а потом и во всей Палестине.
Новому начальнику миссии деятельность эта не нравилась. Он пригласил к себе русского консула и спросил у него, каким образом ему можно приобрести в собственность участок здешней земли? Консул покачал головой: "В империи существует закон, разрешающий приобретение земли только султанским подданным". Отец Антонин с удивление произнес: "Позвольте. Но ведь католики-то покупают ее!" Консул кивнул: "Да. Покупают. Но прежде совершается "купля" человечка с подходящим подданством. Дело нехитрое, были б деньги!".
Деньгами для купли "человечков" миссия не располагала. Но зато в ее штате на должности драгомана (т.е. переводчика) состоял истинно православный араб, коренной местный житель и полноправный турецкий подданный Якуб ( или Яков Егорович) Халеби. Вот ему-то и предстояло сделаться временным формальным собственником всех будущих русских приобретений на Святой Земле.
Первым из них стал знаменитый Мамврийский Дуб вместе с прилегающим участком земли, на котором впоследствии был построен храм в честь Праотцев.
Следующим приобретением отца Антонина была вершина Елеонской горы. На этом участке была построена Вознесенская церковь и высокая колокольня.
Самым обширным из русских владений в Палестине стал участок земли близ арабской деревушки Айн-Карем, где произошла встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой. Здесь был основан Горненский женский монастырь.
В последующие годы отец Антонин и его верный драгоман Халеби продолжали действовать по прежнему способу: Яков Егорович заключал сделку как покупатель и сразу же составлял дарственную на имя начальника миссии, который - вполне законно - становился собственником приобретенной земли. Помимо вышеперечисленных земель к "личной" собственности архимандрита добавились имения в Бейт-Джале ( под Вифлеемом), в Тивериаде, в Яффе, на Иордане, в Силоаме, в Назарете, в Кане Галилейской…
"Я, - писал отец Антонин, - ограничился одним, чисто паломническим значением своей миссии и нашел способ путем территориальных приобретений… поставить ее крепче, и весче и, пожалуй, даже более блестяще, чем когда бы то ни было в другое время…".
Позже будет подсчитано, что суммарная стоимость его "личных" земельных владений составила ( по курсу 1905 года) более миллиона золотых рублей.
Под руководством о. Антонина проводились археологические раскопки близ храма Гроба Господня. При раскопках были обнаружены древняя городская стена Иерусалима и порог Судных врат, через которые, выходя из города на Голгофу, переступил Спаситель. Тем самым подтвердилось, что место распятия и погребения Иисуса Христа было за городом, как о том повествуют Евангелия.
Еще одним плодом научно-просветительской деятельности о. Антонина стала библиотека, насчитывающая несколько тысяч книг, которая до ныне составляет гордость миссии и куда стремятся попасть многие исследователи.
В мае 1882 года в Петербурге было создано Православное Палестинское общество, председателем которого стал брат императора Александра Ш великий князь Сергей Александрович. Благодаря этому обществу существенно расширились возможности благотворительной и просветительской работы миссии. Православное Палестинское общество во многих случаях брало на себя бремя затрат по ремонту и поддержанию русских храмов.
24 марта 1894 года начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин ( Капустин) закончил свой земной путь. Тело его захоронили "в самой близости к небу" - на Елеонской горе. В завещании, которое было составлено за неделю до смерти, отец Антонин выразил свою волю: "Все приобретенные на мое имя земельные участки в Палестине… завещаю в собственность Святейшего Всероссийского Синода", т.е. Русской Православной Церкви.
Преемники архимандрита Антонина продолжили благоустройство русских участков и приобретение земель в Палестине. Далее Русскую духовную миссию возглавляли игумен Рафаил, архимандрит Леонид (Сенцов), иеромонах Мелетий, в последствии возведенный в сан архимандрита. С 1928 года руководство Русской Православной Церкви за рубежом стало назначать в миссию своих начальников.
17 сентября 1948 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было решено назначить начальником Русской духовной миссии в Палестине архимандрита Леонида (Лобачева). С этого времени существование законной Русской духовной миссии в Святом Граде снова стало реальным фактом.
В годы правления в СССР Н.С.Хрущева, ставшие временем ожесточенных гонений на Православную Церковь, миссии не удалось предотвратить потерю некоторых участков и строений.
Большие трудности переживало наше духовное представительство после Шестидневной арабо-израильской войны 1967 года. В это время произошел разрыв дипломатических отношений между СССР и Израилем.



И лишь в начале 1990-х годов с изменением политической ситуации в России православные люди, желающие поклониться Живоносному Гробу Господню, получили возможность беспрепятственно осуществлять свою заветную мечту.

Храм Живоначальной Троицы

далее
к началу страницы
на главную страницу